Павел Михайлович Волконский (1763-1808)

Биография

6.252.217. Павел Михайлович Волконский (1763-1808). Князь Павел Михайлович, действительный камергер, р. 12 марта 1763, умер 15 декабря 1808. Павел Михайлович (№ 252), сын князя Михаила Никитича (№ 217), родился в 1763 г., 12 марта; 3 сентября 1793 г., пожалован в камергеры. Он был известен своим образованием и как благодетель своих крестьян. При похоронах его раменские и наровские крестьяне спорили о том – кто понесет гроб его из Нар до Боровского Пафнутьевского монастыря, на расстоянии 25 верст. Сказание старцев этой обители о защите ее в 1606 г. предком Павла Михайловича – князем Михаилом Константиновичем (№ 64) и бумаги из монастырского архива, относящаяся к Волконским, сообщены были Н.И.Новикому для «Древней Библиотеки» князем Павлом Михайловичем. Он скончался 15 декабря 1808 г. В февральской книге «Русского Вестника» за 1809 г. появилась нижеследующая статья о нем: « Человеколюбию и благотворительности помещиков вверено благосостояние крестьян. Любовь и приверженность подчиненных награждает владельцев благодетельных. Вот союз помещиков с крестьянами: благотворение сближает и соединяет души. Это равенство, не нарушая порядка, доставляет способ одним благотворить, а другим любить благодетеля своего. Истинные русские помещики, благородные по делам, а не по одному только имени, были всегда помещиками человеколюбивыми. Они знали и старались запечатлеть в сердцах детей своих, что крестьяне по сути такие же люди, как они. Случай, подавший повод к этим рассуждениям, докажет, что эти люди умеют живо чувствовать силу любви и благодетельности. Это случай убедит также и инописателей о России, как трудно по одним догадкам судить об отечестве нашем! 15 декабря 1808 г. на сорок шестом году от рождения скончался в Москве благодетельный помещик, князь Павел Михайлович Волконский. Получив эту печальную весть, 200 человек крестьян его сходятся к бурмистру (Елисею Завьялову) из разных подмосковных деревень. «Веди нас, говорят они ему, веди нас проститься с отцом нашим; мы на руках своих понесем его гроб». Со слезами и рыданием входят они в дом благодетеля своего. Там уведомляет бурмистр родственников покойного князя, что 200 человек крестьян пришли в Москву с тем, чтобы на руках своих нести тело господина своего до самого того места, где оно будет предано земле. Им говорят, что покойный князь погребен будет в Боровском Пафнутьевском монастыре и что они от такого дальнего путешествия (91 верста от Москвы) в теперешние морозы могут пострадать. «Бог поможет нам!» отвечают бурмистр и крестьяне. Почтенные родственники князя, приведенные в слезы этим усердием крестьян, склонились на просьбу их. Число крестьян, приходящих в Москву, часть от часу умножалось. Они все желали видеть отца и благодетеля своего, проститься с ним и участвовать в подвиге сотоварищей своих. В день выноса, последовавшего 18 декабря, стеклось более 300 человек. В то самое время, когда выносили в церковь благодетельного помещика, те из крестьян, которые занимаются в Москве различными торговыми промыслами, оделяли нищих пищей и деньгами. По собственному чувству своему и по наставлениям веры, убеждены они были в том, что милосердие отверзает стезю к любви и что моление нищей братии доходит к Богу. Между тем, отправляя 100 человек на Покровскую дорогу для ожидания гроба, прочие 200 человек и все дворовые люди в присутствии своих иеромонахов и раменского священника вошли в церковь Введения Пресвятой Богородицы на Лубянке. Началось моление: слезы и рыдания дворовых людей и крестьян соединились с голосом служителей Господних. По окончании моления дворовые люди подняли гроб и на руках своих несли через всю Москву до Калужской заставы, где крестьяне, приняв его, чередовались каждые 2 версты. Желая каждый шаг ознаменовать признательностью к отцу–помещику, желая, так сказать, продлить бытие его в деяниях любви и милосердия, крестьяне заходили по дороге во все церкви, служили панихиды и подавали нищим милостыню. В 25 верстах от Боровска из деревни, лежащей на р. Наре, более 500 человек с женами и детьми встретили тело господина своего. Жены, дети, старики окружили гроб его со слезами. Тут произошел спор, кому нести далее тело благодетеля своего? «Уступите нам!» говорили эти крестьяне, «не вам одним, и нам и всем своим крестьянам он был отцом милосердным!» Крестьяне раменские и прочих деревень уступили наровским, которые донесли гроб до Боровска, где принят опять дворовыми людьми и донесен до монастыря. 20 числа при многочисленном стечении народа началось погребение. В надгробном слове, вместо всех похвал, изображена была признательность крестьян к помещику своему. Служитель алтарей, оживотворяя предстоявшим здесь лицам, мог разительно описать, какую власть имеют над сердцами милосердие и правосудие. Он, без сомнения, напомнил, что долг каждого русского помещика быть отцом и пропитателем поселян своих; что Богу и отечеству отдают они отчет во всех своих делах, и что этот отчет тем будет взыскательнее, чем более имели выгоды и благоденствия земного...Ты не устрашишься этого ответа! те руки, которые обрабатывали поля твои, те руки несли твой гроб! Вместе с землей могилы твоей смешались слезы крестьян, детей твоих! ты живешь и будешь всегда жить в напоминаниях любви и благодарности! Место, где покоится прах князей Волконских, давно уже ознаменовано славой и величием духа, достойными россиян. Благоговея к памяти предка, все его потомки желали соединить могилы свои с могилой его, князя Михаила Константиновича Волконского, о котором ничто не изгладит напоминания в сердцах и летописях русских. Отец–помещик, недавно переселившийся в единую с ним обитель, благодетельностью души своей показал, что он ни в каком случае не изменил бы славе праотца своего. С мирными нравственными добродетелями должны быть тесно сопряжены мужество и величие духа. Итак, в одном приделе русские встречают пример всех гражданских добродетелей, и сколько есть таких мест в нашем отечестве! Да будут они училищами нашими в любви к отечеству, Богу и усердии к общему благу!..» [178].


Родственники

Родитель
Братья и сестры

Генеалогическое древо