Сергей Александрович Волконский (1786-1838)

Биография

6.334.288. Сергей Александрович Волконский (1786-1838). Князь Сергей Александрович, майор, р. 4 марта 1786, умер 14 августа 1838.

Сергей Александрович (№ 334), сын бригадира кн. Александра Сергеевича (№ 288) и Анастасии Алексеевны, рожденной княжны Кольцовой-Мосальской, родился в 1786 году, 4 марта. 2 апредя 1813 г., будучи капитаном Московского ополчения, Сергей Александрович за отличие оказанное в сражении произведен в майоры в Архенгелогородского полка, в составе которого и участвовал в сражениях за время с 8 мая 1813 г. по 21 февраля 1814 г. 10 (22) марта 1814 г. он был назначен комендантом Реймса . В этой должности он проявлял внимание к нуждам города (М. Geruzez, «Description de Reims»); между прочим он не допустил пруссаков до реквизиции, которую они незаконно хотели произвести в городе . Городское упревление в благодарность за оказанные услуги, поднесло ему ларец, украшенный бриллиантами, с гербом города Реймса и надписью: «Au Prince Wolkonsky, la ville rec nnaissante». В Реймском музее имеется портрет Сергея Александровича. Покидая Реймс, князь написал меру следующее письмо, которое мы цитируем по каталогу Реймского музея (Catalogue du Musee de Reims par Loriquet, 1881 p. 171)

«Monsieur le Maire, mes fonctions cesent aujourd’hui; M. Le colonel de Melun vient, au nom du gouverment francais, prendre le commandement de la ville. Vous voundrez bien, Mousieur le baron, en averter toutes les autorites ainsi que les habitants. Veuillez recevoir, au nom de toute la ville, ma plus sincere reconnaissance pour tour leurs bons procedes envers les troupes allies, particulierement envers moi. Le souvenir des moments que j’ai passes a Reims me sera tonjours agreeable, et je ne cesserai jaimais de former des voeux pour le Bonheur de la ville. – Recevez, Monsieur, l’assurance de la plus parfaie consideration de votre tres-humble serviteur.

Prince Serge Wolkonsky».

«Reims,ce l-er jullet 1814».

«Не надо» говорится далее в «Каталоге», смешивать этого князя Сергея Волконского с князем Волконским, начальником штаба русской армии (корпуса?) бывшей под командой Винценгороде»… (т.е. с князем Сергеем Григорьевичем, декабристом), «который за несколько месяцев до того был генерал-губернатором (?) города Реймса и всей провинции и который также оказал большие услуги городу Реймсу, не однократно ограждая его от грабежа».

В 1814 г. один из князей Волконских значится еще «Люксельским» (Luxueil?) комендантом; личность его нельзя определить в точности, так как его донесения в числе многих других документов Моковского архива Главного Штаба были уничтожены в 1862 г.

Сергей Александрович вышел в отставку «по домашним обстоятельствам» в 1820 г. (Выс. Прик. 3 марта); он умер холостым 14 августа 1838 г. в Москве, где и похоронен на Ваганьковском кладбище .

Здесь кстати будет уполмянуть о сестре князя Сергей Александровича Княжне Варваре Александровне. Она родилась 13 июня 1785 г., вторым ребенком многочисленной семьи князя Александра Сергеевича. Мать ее скончаласьт 22 июня 1798 г., оставив восемь сыновей и двух дочерей. Старшему сыну было тогда 14 лет, старшей дочери княжне Варваре 13 лет. СО смерти матери она часто живала, подолгу, с отцом своим в доме родного брата его князя Николая сергеевича (№ 289). Тут она встречалась с лицами, о коих повествует граф Лев Толстой в своем романе «Война и мир». Подробности о них и о современных событиях живо сохранились в ее памяти до глубокой старости.

Из многих имений, принадлежащих отцу ее в Клинском уезже у княжны уцелело село Нагорное, которое она при жизни отдала родной племяннице своей княжне Варваре Юрьевне (дочери князя Юрия Александровича (№ 339) и Евдокии Дмитриевны, рожд. Шишковой), и сельцо Ельцово, в котором она осталась жить пока не была вынуждена продать его. Тогда она переселилась в находящееся по близости село Согалева, тоже бывшее вотчиной родителей ее, и тут построила себе домик около самой церкви, в котором жила с несколькими дворовыми старушками, которые не хотели расстаться с ней, и с которыми она жила воспоминаниями о прошлом, читая и перечитывая «Войну и Мир». Давно забытая всеми, старая княжна осталась предметом уважения и привязанности местных крестьян. Одному случайному заезжему к ней в 1876 г. она с любовью рассказывала, как крестьяне деревень, давно проданных и уже перешедших в третьи руки, поднесли ей в день, когда ей стало 90 лет, куль муки и рубль серебром, как бабы поднесли рубль, куриц и холста. Она это рассказывала не только с чувством благодарности, но и гордости, как свидетельство о памяти, оставленной ее родителями среди населения.

Утром 13 июня 1878 г. в девяносто третий раз с колокольни Согалевской церкви заблаговестили к обедне с молебствием за здравие Варвары Александровны. Потомки в четвертом поколении бывших крепостных родителей ее, собравшиеся в церкви, уже слушали молебен, когда дали знать, что старой княжны не стало. Молитвы за здравие сменились заупокойным пением, и на другой день гроб убогой 93–летней княжны перенесен был крестьянами в Никольскую пустынь при церкви, когда–то сооруженной ее прародителями. Как в 1808 г. пышные похороны «благодетельного помещика» князя Павла Михайловича (№ 252) совершались при стечении крепостных крестьян его, несших его гроб от Москвы до Боровска, так и скромные похороны бедной старушки совершились при многочисленном стечении крестьян, никакими узами не связанных с ней, кроме как общими воспоминаниями прошлого.Все имущество княжны Варвары Александровны состояло в домике при Согалевской церкви и семейном образе Божьей Материи, старинного письма. Образ она завещала внучатой племяннице своей, княгине Елизавете Михайловне Куракиной (дочери князя Михаила Дмитриевича Волконского (№ 374) и княгини Анны Ивановны, рожденной княжны Паскевич), а дом она завещала согалевскому обществу на богадельню с тем, чтобы первая в нем проживающая была жившая при ней старушка [178].


Родственники

Родитель
Братья и сестры

Генеалогическое древо