Григорий Семенович Волконский (1742-1824)

Биография

6.283.242. Григорий Семенович Волконский (1742-1824). Князь Григорий Семенович, генерал от кавалерии, член Государтсвенного Совета, сенатор, кав. орд. Св. Георгия 2 ст. (1792), р. 25 января 1742, умер 17 июля 1824. Ж. княжна Александра Николаевна Репнина, статс-дама, дама орд. Св. Екатерины 1 ст., р. 1757, умерла 23 декабря 1834.

Григорий Семенович (№ 283), генерал от кавалерии, член Государственно Совета и кавалер всех российских орденов, сын князя Семена Федоровича (№ 242) и княгини Софии Семеновны, рожденной княжны Мещерской, родился 5 января 1742 г. Он воспитывался в доме барона Н.Г. Строганова и с 1751 г. поступил учеником в Академическую гимназию (учрежденную в 1725 г.). В 1754 г. Григорий Семенович уже числился на службе коллегии юнкером. 19 декабря 1756 г. он был произведен в поручики; 1 января 1757 г. – в капитаны; 15 января 1762 г. назначен обер–квартирмейстером майорского ранга; 1 мая 1763 г. был произведен в подполковники Ряжского карабинерного полка, а затем уволен в отпуск по 1 сентября 1765 г. В 1767 и 1768 г.г. Григорий Семенович участвовал в военных действиях против конфедератов; 22 сентября 1768 г. назначен полковником Сибирского карабинерного полка. В 1769 г. он находился при 1–ой армии против турок; в 1770 г. в чине полковника участвовал в сражении при Кагуле (12 июля) и получил Георгиевский крест 4 степени за отличие (27 августа). 21 апреля 1773 г. кн. Григорий был произведен в генерал–майоры. В 1776 и 1777 г.г. он был в Крыму для усмирения татар и 28 июня того же года пожалован орденом св. Анны. 24 ноября 1780 г. он произведен в генерал–лейтенанты; 12 февраля 1786 г. получил орден св. Александра Невского; в 1791 г., сражаясь под начальством своего тестя фельдмаршала кн. Н.В. Репнина, он участвовал в победе при Мачине (28 июня), где был тяжело ранен холодным оружием в голову. 18 марта 1792 г. он пожалован Георгиевским крестом 2 степени; 11 декабря 1794 г. произведен в генерал–аншефы; 2 декабря 1797 г. переименован в действительные тайные советники, а 14 июля 1803 г. – в генералы от кавалерии.

В 1803 г. Григорий Семенович назначен был Оренбургским генерал–губернатором. Еще в молодости он был известен, как хороший офицер, потом при командовании отдельными частями он заслужил от Суворова название «неутомимого Волконского», но теперь он страдал от последствий полученной раны. Умственные способности его, как говорят, были расшатаны, и в нем, во всяком случае, было не мало странностей: он отличался причудливой одеждой; делал непомерное употребление одеколона; становился на колени для молитвы среди улицы; нагружал карету, запряженную четверней цугом, съестными припасами для раздачи неимущим; проводил долгие часы в Казанском соборе перед образом Божьей Матери и т.п. Назначение его в генерал–губернаторы Оренбургского края в такое время, когда инородческое население волновалось, и все пришло в расстройство от злоупотреблений местной власти и безнаказанного притеснения народа чиновниками местной администрации, вызвало общее недоумение и было встречено с неудовольствием и насмешкой. Но вопреки ожиданию и к удивлению многих, меры, принятые «полоумных чудаком», как только он приехал по назначению, оказались совершенно разумными. Население вздохнуло и успокоилось; калмыки и киргизы усмирились, и действия Григория Семеновича удостоились Монаршего одобрения. 18 ноября 1806 г. Григорий Семенович пожалован был Андреевской лентой.

За все время своего управления Григорий Семенович трудился главным образом над облегчением участи заводского и горнопромышленного населения. Деятельный старик часто совершал большие переезды верхом, знакомясь с дальними углами вверенного ему обширного края. В 1813 г. он снарядил ученую экспедицию в Киргизские степи, которой была открыта руда серебристого свинца .

Кроме деловых и служебных бумаг Григория Семеновича, сохранилась его обширная семейная переписка. Письма его за время похода против Бонапарта полны восторга после каждого известия об участии кого–либо из сыновей его в военных действиях. Так, например, 2 декабря 1805 г. старший сын его, князь Николай Григорьевич (№ 326, Репнин) был ранен при Аустерлице пулей в голову и контужен в грудь. Французы подняли его с поля сражения и понесли на перевязочный пункт; узнав об этом, Бонапарт на другой день велел принести его в свою ставку и тут предложил ему из уважения к его храбрости освободить не только его, но и всех офицеров, бывших под его командой, с условием не воевать в течение двух лет. Николай Григорьевич, поблагодарив за внимание, ответил, что «он присягнул служить своему Государю до последней капли крови и потому предложение принять не может». Письма Григория Семеновича по поводу этого случая выражают самую живую радость. То же самое выражают и письма его после вступления союзных армий в Париж, что совершилось по неуклонному настоянию зятя его, князя Петра Михайловича Волконского (№ 319).

Сохранилось послание князя Ивана Михайловича Долгорукова к Григорию Семеновичу; наивное по содержанию и напыщенное по слогу, послание это все–таки хорошо характеризует лицо, к которому оно обращено:

«Волконский! я в тебе зрю барина прямого.

Каким в старину бывало иногда

Российская страна любила быть горда!

Отечеству служить ты долгом чтил любезным;

Куда ни кликнет Царь, – спешишь там быть полезным;

Всевышнего рукой на подвиг укрепясь,

В день брани ты герой – в день мира добрый князь.

Чалма твой юный жарь еще не забывает,

Урал и Дон твои седины прославляют.

Ни ленты и чины твоей не высят славы;

Гордится ими тот, для общей всех забавы,

Кому кидает их по дюжины в надел

Фортуна без очей.

А ты свой каждый крест, свой каждый шаг в гражданстве

Иль кровью стяжал, иль верностью в подданстве.

Не терпишь у себя картежного разбоя;

Приветливость ко всем усерден ты казать;

К заочным не ленив на письма отвечать.

Храм Божий для тебя есть горное селенье,

В котором ты, забыв мирское обольщенье,

Духовною к Творцу любовью горя,

В восторге, в небе весь, хвалишь Царей Царя.

Ты всю свою страну к наукам приучаешь;

Встаешь ты на заре и сам стихи читаешь,

Не думая, как тьма полубояр пустых,

Что будто пользы петь для общества от них.

Ты высшую хранить умеешь добродетель –

Тобою не забыть ни друг, ни благодетель;

До ныне помнишь, князь, мою старушку мать .

За то что вместе с ней учился ты читать,

Родителей ее в семействе воспитался

И лаской стариков, как сын, обогащался.

И тем вознагражу под старость я себя,

Что чтить умел добро и с ним воспеть тебя!

Будь здоров почтенный князь! Живи должайши годы;

Мужайся на стезе достойной той породы,

Которая тебе дала свои черты!

Под кровом неба тот, кто действует как ты».

Князь Долгорукий не напрасно намекает в своем послании на любовь Григория Семеновича к чтению; из писем его видно, что он иногда увлекался чтением по целым ночам. В длинные месяцы одиночества в Оренбурге он развлекался не только литературой, но и музыкой; поручал детям присылать ему творения старинных итальянских композиторов, и знакомил оренбургских обывателей с творениями Марчелло, Цалестрины, Церголезе, Страделлы и др.

Весной 1817 г. Григорий Семенович вернулся в Петербург с назначением в члены Государственного Совета. Он умер 17 июля 1824 г. Тело его лежит в большой церкви Александро–Невской лавры. На могиле его надпись: «Генерал от кавалерии князь Григорий Семенович Волконский служил отечеству 66 лет. На поле брани – Румянцева, Суворова, Репнина – сподвижником, на поприще гражданском Оренбургским военным губернатором; член Государственного Совета род. 25 января 1742 г., переселился в жизнь вечную 17 июня 1824 г.»Григорий Семенович был женат на княжне Александре Николаевне, дочери фельдмаршала князя Николая Васильевича Репнина и княгини Натальи Александровны, статс–дамы и кавалерственной дамы ордена Св. Екатерины I степени, дочери обер–шталмейстера князя Александра Борисовича Куракина и статс–дамы княгини Екатерины Ивановны, рожд. Цаниной . Княгиня Александра Николаевна родилась в 1757 г. 20 июня 1797 г. она получила меньший крест св. Екатерины; в 1808 г. пожалована была в статс–дамы, а 22 августа 1826 г. в день коронования Императора Николая I, получила ленту и бриллиантовые знаки ордена св. Екатерины первой степени. Княгиня Александра Николаевна состояла обер–гофмейстериной при Императрице Александре Федоровне. Она скончалась 23 декабря 1834 г. Тело ее лежит в большой церкви Александро–Невской лавры [178].


Родственники

Родитель
Братья и сестры
Дети

Генеалогическое древо